В школьной столовой мне приходилось выбирать: корзинка или коржик. Хорошо помню, что выбор доставлял мне боль.
Эти эмоции я испытывал и позднее: игра или фильм, свидание или вечеринка, “Лада” за свои или “Toyota”, но в кредит.
Я не брал и то и то. Не потому, что этого не было, а потому, что не было денег. Так я нашёл ограничение…
Автор “Теории ограничения систем” (ТОС) Элияху Моше Голдратт говорит об ограничении, как о слабом звене в цепи.
Цепь – это система. Отдельные звенья – бесполезны. Но соединённые они становятся инструментом и несут пользу.
Любую цепь можно разорвать. Разорвётся она не в нескольких местах, а в том, где слабое звено. Так она перестанет выполнять работу и станет бесполезной.
А могут разорваться не звенья: если цепь, закреплённая на стену, будет сильно нагружена, но сделана на совесть – оторвётся крепление от стены. Или рухнет стена. Или разрушится здание.
Аналогично в бизнесе: компания – это система. Она состоит из отделов: производство, финансы, маркетинг, логистика. Отделы без компании не работают: например, если товар не сделать и не привезти – будет нечего продвигать и продавать. Но вместе отделы образуют единое целое – компанию.
Например, слабый товар не вытащит быстрая доставка и яркие акции. О хорошем товаре и быстрой доставке никто не узнает с плохим продвижением. Про хороший товар можно говорить что угодно, но если он долго едет или его нет на складе – продаж не будет. Проблема будет там, где слабое звено.
Медленный принтер – ограничение. Медленный сотрудник – ограничение. Медленный отдел – ограничение. Слабый рынок – ограничение. Даже конечность рынка – ограничение. По мнению Голдратта, лучший вариант управления – управление через поиск ограничений.
Теория делит ограничения на 3 типа:
Ограничение мощности – плохое использование ресурса. Вы можете получить больше от бизнеса, но не используете возможность, и теряете деньги.
Например, не делаете кросс-продажи.
Ограничение объема рынка – плохая работа с рынком. Рынок даёт возможность заработать больше, но вы это не делаете, и теряете деньги.
Например, в моду вошли аксессуары, которых у вас нет. Так вы потеряли деньги, не взяв ходовой товар раньше конкурентов.
Ограничение времени – упускаете время, плохо реагируете на изменения на рынке, и теряете деньги.
Например, с 1 февраля заработает ОФД. Почему то я уверен – вы не готовы.
Итогом внедрения ТОС будет ответ на 3 вопроса:
Работа по ТОС это постоянный анализ бизнеса. Поиск слабого звена – устранение – поиск слабого звена – устранение – поиск слабого звена – устранение.
Низкое качество товара? Окей, закупим в другом месте.
Низкое качество доставки? Найдём другую или сделаем свою.
Слабый рынок? Идём в другие страны.
Для внедрения ТОС в корпорациях тратят много ресурсов: покупают новое ПО, переобучают персонал, нанимают всяких коучей. Голдратт и его последователи написали много книг.
Чтобы работать по ТОС без погружения в книги, делайте так:
1. Не копить запасы
Главный ограничитель торговли – неходовые запасы. Они появляются у всех: от экспериментов, перестраховки, невнимательности.
Эффект, как если каждый месяц покупать на наличные всякую фигню, а когда понадобились деньги на нужное – доставать кредитку. Деньги будут для вас дороже из-за того, что потратили их на неходовое и они лежат без дела, а когда нужно взять ходовое – денег нет, и нужно их искать. В ущерб своему доходу, как правило.
Должно быть так: купили 10 банок краски на неделю – продайте за неделю. Так деньги всегда в обороте и работают на повышение.
VirtualPos поможет соблюдать правильный уровень запасов через “Автозаказ на закупку”: система знает, сколько и какого товара закупить, чтобы больше заработать.
2. Стимулировать продажи
Продавайте складские залежи. Для этого создайте акцию или распродажу, а после оповестите о ней клиентов.
Например, предложите неховодые остатки со скидкой. Если товара немного – клиентам по дисконтной карте. Если много – всем покупателям.
Так вы превратите товар в деньги чтобы закупить ходовой товар. В VirtualPos много инструментов для проведения акций и инструменты для рассылок по клиентам. Можно создать акцию, выпустить дисконтные карты, и сделать рассылку тремя разными способами.
Ещё многие пользователи могут выпустить приложение, но забывают об этом.
3. Постоянно искать проблемы
Когда выявляется проблема, устранив её, ищите новую. Голдратт считал, что любое предприятие может зарабатывать бесконечное количество денег. Вот просто брать и писать знак бесконечности в отчётность.
Вопрос в устранении ограничений.