Сама идея допродать к основному товару сопутствующий не нова. Многим известен анекдот, когда управляющий магазином видит покупателя уходящего с удочками, лодкой, наживкой и снастями, обращается к продавцу: «Молодец, покупатель пришёл за удочкой, а ты его полностью укомплектовал.» Продавец отвечает: «Да он вообще за тампаксами для жены приходил, ну я и подумал: раз выдались свободные выходные, то почему-бы ему не съездить на рыбалку».
А если серьёзно, основным товаром для покупателя является тот, за которым он пришёл в магазин. Т.е. именно основной товар в данный момент удовлетворит его потребность, если цена, качество, уровень сервиса и т.д. через общую эмоциональную составляющую подведут к решению о приобретении товара именно в этом магазине.
На какие моменты же должен обратить внимание топ-менеджер, внедряющий кросс-продажи, чтобы покупатель “ушел с лодкой”, и при этом был счастлив…
Каждая торговая точка должна приносить прибыль и быть конкурентоспособной. Помимо выручки важным показателем является средний чек, но простое увеличение среднего чека не так важно, как важны товары, наполняющие этот чек.
Важно сделать так, чтобы продавцы продавали к основному продукту те товары, которые выгодны предприятию. В которых содержится максимальный доход или которые входят в маркетинговые продвижения со стороны производителей. При этом надо не отпугнуть покупателя навязчивым предложением, сохранив его лояльность.
Ранее, при отсутствии электронных технологий, отдел маркетинга составлял и передавал в точки продаж бумажные списки продукции, которые необходимо было порекомендовать к продаже. Более продвинутые торговые магазины печатали рекомендованные к допродаже товары прямо в ценниках, что являлось своеобразной шпаргалкой продавцу-консультанту.
Но чтобы система “кросс-продаж” работала как часы независимо от настроения продавца, то без информационной системы не обойтись. В розничной сети ещё 10 лет назад работала целая система кросс-селлинга, так называемые “Карты ЛОТО”. Товар, к которому в виде списка предлагалось допродать сопутствующий товар, назывался «активатором». Программным способом, при добавлении активатора в чек, в кассовой программе открывалась карта допродаж и продавец из выпадающего списка должен был предложить этот товар покупателю.
Позднее, данная система была усовершенствована и положена в основу системы допродаж в VirtualPos.
Ключевой момент – желание сотрудника участвовать в процессе допродаж. Поэтому система мотивации крайне важна. В розничной сети, в качестве основы для премирования был взят следующий показатель: количество сопроводительных товаров , которые были в итоге добавлены в чек.
Работала и обратная, демотивационная, часть: отсутствие допродаж при открытой карте наказывалось штрафом. Плюсы этого метода были в том, что системно предлагались правильно сгруппированные подсказки: к инъекциям – шприцы, к антибиотикам – средства восстановления микрофлоры кишечника.
Информатизация, обучение и мотивация персонала в итоге принесли положительный результат. Средний чек в нашей сети был один из самых высоких по отрасли.
Но позднее стали выявляться и минусы:
В результате были приняты следующие решения:
Эффект от внедрения системы кросс-продаж в розничной сети оказался следующим:
В облачном программном продукте VirtualPos мы реализовали систему допродаж так, как по нашему мнению она должна выглядеть в цифровую эпоху.
Концепция omni-channel диктует нам необходимость предоставлять клиентам одинаково качественный сервис вне зависимости от канала коммуникации. Неважно, общается ли покупатель с продавцом на кассе в торговом зале, зашел ли он на веб-сайт магазина с планшета или запустил мобильное приложение ритейлера со смартфона.
Как в эпоху омни-канальности должны выглядеть кросс-продажи? Вот некоторые наши рецепты, заложенные в облачный сервис VirtualPos: